Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

 

В основу  Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  МОУ «Кутанская ООШ» на ступени начального общего образования положены Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

 

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

  

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

 

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование уважительного отношения детей к своим родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 Организация духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников  осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; планета Земля; экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал, который поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Принцип следования нравственному примеру, позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений.

Принцип идентификации (персонификации). Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания определен как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского округа; Осинского района;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному (бурятскому) языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населённого пункта, в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своей деревни;
  • любовь к образовательному учреждению, своему населённому пункту, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

   

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Виды деятельности и формы занятий с участниками образовательного процесса.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детских организаций, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях);
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
  • участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по населённому пункту, во время которых знакомятся с различными видами труда;
  • узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на УОУ на базе образовательного учреждения (природоохранительная деятельность, работа на учебно-опытном участке, трудовые акции);
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • практическое освоение методов и форм здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями);
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства;
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе дополнительного образования);
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
  • участие в художественном оформлении помещений.

 

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает  первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 

Содержание духовно – нравственного развития и  воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств  и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно нравственного развития и воспитания.

Чтобы воспитывать в современных условиях школа переходит к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

В реализации данной задачи  категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.

Программа работы образовательного учреждения опирается на особенности контингента учащихся, их этнический состав, уровень познавательных интересов. Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

 

Виды деятельности МОУ «Кутанская ООШ» по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников

 

Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внеклассная и внешкольная деятельность
 — уроки эстетического цикла: музыка, ИЗО, технология;

— уроки литературного чтения;

— уроки окружающего мира;

 

-курс « Основы религи-озных культур и светской этики».

Проекты «Моя родословная», «Мои семейные традиции»,«Семейная реликвия», «Моя малая родина», «Улица моего детства», «Мое село», «Знаменитые люди моего села», «Они защищали Родину»

 

Общешкольные мероприятия.

— конкурсы рисунков, плакатов

— праздники для мам,

— новогодний праздник,

— смотр строя и песни,

— мероприятия, посвящённые Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню учителя

— Прощание с начальной школой

Классные часы, беседы, праздники – утренники.

Спортивно – развлека-тельные мероприятия.

Индивидуальные беседы с обучающимися.

Тимуровское движение. Помощь ветеранам тру-да, войны, престарелым жителям села.

Объединения по интересам

– кружки ИЗО, ритмика

Внешкольные виды деятельности.

— тематические экскурсии по родному краю, по Иркутской области и населенным пунктам Осинского района;

— посещение музея с. Оса

 

 

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год;
  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, концерты ко Дню Учителя и Дню мамы;
  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы.

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так, со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности: Кутанским сельским клубом, Кутанской сельской библиотекой, районной поселенческой библиотекой им. В. Петонова, Осинским районным историко-краеведческим музеем, районным отделом культуры, Осинским домом детского творчества.

 

Результаты деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах,
    проектах.

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных

видах творчества.

 

Способы диагностики результатов по реализации Программы:

— мониторинг воспитанности;

— анкетирование, позволяющее  анализировать ценностную сферу личности;

 

Система организации контроля за исполнением Программы:

Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет:

  • администрация школы;
  • Совет школы.

Администрация и Совет школы:

  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
  • осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
  • координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы  оздоровления детей и подростков;
  • ежегодно информирует родителей о выполнении Программы (через родительские собрания).

 

 

Комплексный план мероприятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в МБОУ «Кутанская ООШ»

 

Месяц Сентябрь
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание
  1. Уроки мужества, посвященные Дню Знаний
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Россия – родина моя

2 кл. – Символы России

3 кл. — Символы Иркутской области

4 кл. – Я люблю свою страну!

  1. Участие в традиционных бурятских национальных играх
  2. Формирование классного самоуправления (выборы классного актива, командира, формирование «групп»)
  3. «Здравствуй, школа» — встреча с родителями
  4. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  5. Посещение семей «группы риска».
  6. Участие родителей в организации классных мероприятий и досуга детей
  7. Анкетирование родителей «Занятость моего ребенка во внеурочное время»
  8. Составление социально-педагогического паспорта класса.
  9. Организация занятости детей дополнительным образованием
  10. Составление банка данных многодетных, малообеспеченных семей.
  11. Планирование воспитательной работы на I полугодие. Оформление классного журнала, личных дел учащихся.
  12. Подготовка документов для организации льготного питания детей из малообеспеченных и многодетных семей.
  13. Операция «Забота»
  14. Посещение семей «группы риска». Составление актов.
  15. Инструктаж учащихся класса по ТБ.
  16. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание
  1. Тематические классные часы:

1 кл. – «Мы стали школьниками»

2кл. – Вежливость на уроках и переменах

3 кл. — Вежливость на улице и в общественных местах

4 кл. — Я – четвероклассник. Портрет четвероклассника

Трудовое воспитание
  1. Операция «Картошка»
  2. Работа по привитию навыков самообслуживания «В гостях у Мойдодыра» (1 кл.)
  3. Работа по благоустройству кабинетов
  4. Тематические классные часы:

1 кл. – Каждой вещи – свое место

2 кл. – Мой труд каждый день дома

3 кл. — Терпенье и труд все перетрут

4 кл. — Учиться – значит трудиться

Воспитание ЗОЖ
  1. Операция «Внимание, дети!»
  2. Тематические классные часы:

1кл. — Дорожная азбука (безопасное поведение на дорогах)

2 кл. — Значение физкультуры для сохранения здоровья

3 кл. — Физкультура и спорт — мои друзья

4 кл. — Как быть сильным и здоровым? (значение физкультуры и закаливания)

  1. День здоровья «Край родной»
    4. Поход «Золотая осень»
Экологическое воспитание
  1. Экскурсии в природу
  2. Операция «Природный материал»
  3. Акция «Посади дерево»
Эстетическое воспитание
  1. Линейка «День Знаний»
  2. Оформление классных уголков.
  3. Беседа «Мы содержим все в порядке наши книги и тетрадки»
Диагностика
  1. Адаптация в школе (1 кл.)
  2. Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время». Составление карты занятости учащихся во внеурочное время
  3. Диагностика уровня воспитанности учащихся

(по Шиловой М.И.)

  1. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп. Создание «Паспорта здоровья учащегося, класса»
  2. Диагностика семей первоклассников
Месяц Октябрь
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание
  1. Конкурс рисунков, беседы «Моя малая Родина»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Кто я? Какие мы?

2 кл. – А нужны ли правила?

3 кл. –  Мой дом – моя крепость

4 кл. —  Мы и общество

  1. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  2. Тематические родительские собрания
  3. Практикум для родителей:

«Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий»

  1. Анкетирование «Адаптация моего ребенка» (1 кл.)
  2. Посещение многодетных, опекаемых и малообеспеченных семей.

 

 

 

  1. Посещение многодетных, опекаемых и малообеспеченных семей. Составление актов.
  2. Участие в работе МО классных руководителей.
  3. Классные родительские собрания
  4. Участие в районных конкурсах и акциях
  5. Индивидуальные консультации для родителей
  6. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание
  1. Тематические классные часы:

1кл. – Мешок хороших качеств

2 кл. – Что такое дружба

3 кл. – Мои увлечения

4 кл. – Моя ответственность

  1. Операция «Поздравим бабушку и дедушку»
Трудовое воспитание
  1. Конкурс поделок из природного материала, изготовление поздравительной открытки к Дню пожилого человека.
  2. Изготовление цветов.
  3. Библиотечные уроки:

1 кл. – Беседа о правилах пользования книгой

2 кл. – Путеводители по библиотеке

3 кл. – Словари, энциклопедии, справочники

4 кл. – Час свободного чтения. Понятие об аннотации

Воспитание ЗОЖ Тематические классные часы:

1кл.- Режим дня

2 кл. – Режим дня и здоровье

3 кл. – Откуда берутся болезни?

(профилактика инфекционных и вирусных заболеваний)

4 кл. — Откуда берутся болезни? (профилактика инфекционных и вирусных заболеваний)

Экологическое воспитание
  1. Экскурсии в природу (фенологические наблюдения за изменениями в природе)
Эстетическое воспитание
  1. КТД День учителя
  2. Участие в концерте к Дню пожилого человека
Диагностика Методика изучения удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью (по А. Андрееву)
Месяц Ноябрь
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Что в имени тебе моем

2 кл. – Моя семья и я. История возникновения моей фамилии

3 кл. – Традиции моей семьи

4 кл. – Наши деды и прадеды.  Моя родословная.

  1. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  2. Участие родителей в организации досуга детей
  3. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  4. Организация занятости детей в каникулярное время
  5. Заседание МО учителей начальных классов
  6. Участие в районных конкурсах и акциях
  7. Индивидуальные консультации для родителей
  8. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание
  1. «Милой маме посвящается…» (конкурс рисунков, творческих работ, сочинений)
  2. Тематические классные часы:

1кл. – У кого какие качества

2 кл. – Настоящий друг – какой он

3 кл. – Мои роли

4 кл. – Сила моего слова

Трудовое воспитание
  1. Операция «Помоги птицам»
  2. Операция «Подарок маме своими руками»
Воспитание ЗОЖ Тематические классные часы:

1кл.- Зима «на носу» (как сохранить здоровье в полярную ночь)

2 кл. – Хорошее самочувствие в полярную ночь

3 кл. – Вкусно и полезно (рациональное питание в полярную ночь)

4 кл. — Режим дня в полярную ночь

Экологическое воспитание
  1. КТД «Мы — школьники»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Путешествие в город Огород

2 кл. – Путешествие к Грибу — Грибовичу

3 кл. – Путешествие по лесу

4 кл. – Все растения важны, все растения нужны

Эстетическое воспитание
  1. Посещение театра
  2. Участие в концерте, посвященному Дню Матери
Диагностика
  1. Социометрия (изучение межличностных отношений)
Месяц Декабрь
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание Тематические классные часы:

1кл. – О человеческом счастье

2 кл. – Царство Закона

3 кл. – Государство. Я — часть своей страны

4 кл. – Документы ООН по правам ребенка

  1. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  2. Правовой всеобуч «Права и обязанности родителей в вопросах содержания, воспитания и обучения детей»
  3. Участие родителей в организации досуга детей
  4. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  5. Заседание МО учителей начальных классов
  6. Участие в работе МО классных руководителей.
  7. Классные родительские собрания
  8. Организация занятости детей в каникулярное время
  9. Участие в районных конкурсах и акциях
  10. Индивидуальные консультации для родителей
  11. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Культурный человек – кто он?

2 кл. – О честности

3 кл. – О хитрости и неблагодарности

4 кл. – Скромность украшает человека

Трудовое воспитание
  1. Подготовка к Новогодним праздникам. Работа «Мастерской Деда Мороза»
Воспитание ЗОЖ
  1. «Путешествие в страну Здоровья»
  2. Тематические классные часы:

1кл.- Вредные привычки

(Не грызи ногти, не ковыряй в носу)

2 кл. – Вредные привычки (Телевизор и реклама)

3 кл. – Вредные привычки

(Мой компьютер)

4 кл. — Вредные привычки (табак, алкоголь, токсичные вещества)

Экологическое воспитание
  1. Операция «Помоги птицам»
  2. Акция «Охрана ели в предновогодний период»
Эстетическое воспитание
  1. КТД «Новый год у ворот»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Конкурсная программа «Новый год у ворот»

2 кл. – Зимние праздники

3 кл. – Новогодние традиции

4 кл. – Новый год в разных странах

  1. Посещение районной и областной елок.
  2. Посещение театра
Диагностика  Анкетирование «Вредные привычки или здоровый образ жизни»
Месяц Январь
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание
  1. Тематические классные часы:

1кл. – Я и мои родители

2 кл. – Мой поселок

3 кл. – День рождения моей школы

4 кл. —  Осинский район – моя малая Родина

  1. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  2. Посещение семей «группы риска»
  3. Участие родителей в организации досуга детей
  4. Планирование воспитательной работы на II полугодие
  5. Посещение семей «группы риска», составление актов
  6. Участие в районных конкурсах и акциях
  7. Индивидуальные консультации для родителей
  8. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание
  1. Сбор сентябрят «Да здравствует вежливость!»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Добро и зло

2 кл. – Что мешает дружбе

3 кл. – Я глазами других

4 кл. – Я самостоятелен

Трудовое воспитание Библиотечные уроки:

1кл. – Русские народные сказки

2 кл. – К. Чуковский

3 кл. – Н.Носов

4 кл. – Писатели о природе

Воспитание ЗОЖ
  1. День здоровья «Все на лыжи!»
    2. Тематические классные часы:

1кл.- Овощи, фрукты – самые витаминные продукты

2 кл. – Как правильно есть

3 кл. – Что нужно есть в разное время годы

4 кл. — Приятного аппетита! (полезно? вкусно?)

Экологическое воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Лесные загадки зимушки-зимы

2 кл. – Зимой в лесу

3 кл. – Зимующие птицы

4 кл. – Природа и человек

Эстетическое воспитание КТД «Рождественские колядки»
Диагностика Педагогическое наблюдение
Месяц Февраль
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание
  1. Презентация воинской профессии «Для мужчины дело чести защищать свое Отечество», «Мой брат – солдат»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Сильны и могучи богатыри на славной Руси

2 кл. – Жить – Родине служить

3 кл. – Не посрамим Земли русской (знакомство с героями-земляками)

4 кл. – Мои предки в труде и бою

  1. Участие в районных мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества
  2. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  3. Участие родителей в конкурсно — развлекательной программе «Веселые старты»
  4. Посещение многодетных и малообеспеченных семей.
  1. Подготовка к школьным и районным мероприятиям, посвященным Дню защитника Отечества
  2. Организация занятости детей в каникулярное время
  3. Участие в районных конкурсах и акциях
  4. Индивидуальные консультации для родителей
  5. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Культура взаимоотношений между девочками и мальчиками

2 кл. – Что такое конфликт

3 кл. – Я могу, я умею!

4 кл. – На чем основано взаимопонимание

Трудовое воспитание
  1. Операция «Подарок папе, дедушке своими руками»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Все профессии нужны, все профессии важны

2 кл. – «У кого мастерок, у кого молоток» — о рабочих инструментах

3 кл. – «Русские умельцы» — о мастерах народного творчества

4 кл. – Путешествие в мир профессий

Воспитание ЗОЖ
  1. Операция «С — витаминизация»
  2. Веселые старты
  3. Тематические классные часы:

1кл.- Откуда берутся грязнули

2 кл. – Чистота — залог здоровья (что значит быть опрятным)

3 кл. – Гигиена тела. Не только платье красит человека

4 кл. — Уроки Золушки

Экологическое воспитание Операция «Помоги птицам»
Эстетическое воспитание Конкурс «Валентинки». Организация работы «Почта Валентины»
Диагностика Анкета «Культура взаимоотношений»
Месяц Март
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Что такое хорошо и что такое плохо

2 кл. – Закон для нас. Закон внутри нас

3 кл. – Я придерживаюсь правил

4 кл. – Дети под защитой государства

  1. Тематические родительские собрания
  2. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  3. Посещение опекаемых семей.

 

  1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  2. Организация занятости детей в каникулярное время
  3. Заседание МО учителей начальных классов
  4. Участие в работе МО классных руководителей.
  5. Классные родительские собрания
  6. Участие в районных конкурсах и акциях
  7. Индивидуальные консультации для родителей
  8. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Человек среди людей. Формы приветствия и прощания

2 кл. – Учимся разрешать конфликты

3 кл. – Я терпим к другому

4 кл. – Злобность и жестокость

Трудовое воспитание
  1. Книжкина неделя
  2. Операция «Подарок маме своими руками»
Воспитание ЗОЖ Тематические классные часы:

1кл.- Как вести себя с незнакомыми людьми

2 кл. – Если с кем-то вдруг беда… (первая помощь)

3 кл. – Защити себя сам (три модели поведения в экстремальных ситуациях)

4 кл. — Предупреждение травм и оказание первой помощи

Экологическое воспитание Конкурс рисунков «Здравствуй, солнце!»
Эстетическое воспитание
  1. 1. Экскурсия в краеведческий районный музей
  2. Концерт «8 Марта — праздник наших мам»
Диагностика Анкета «Школьная мотивация»

 

Месяц Апрель
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание
  1. Конкурс рисунков «День космонавтики»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Я живу на планете Земля

2 кл. – Ю.А. Гагарин – первооткрыватель космоса

3 кл. – Космическое путешествие

4 кл. – Космонавты нашей страны

  1. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  2. Тематические родительские собрания
  3. Анкетирование
  4. Участие родителей в организации досуга детей
  5. Классные родительские собрания
  6. Участие в районных конкурсах и акциях
  7. Индивидуальные консультации для родителей
  8. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание Тематические классные часы:

1кл.- Как вести себя за столом

2 кл. – Как вести себя в гостях

3 кл. – Как вести себя в транспорте  и на улице

4 кл. — Как вести себя в театре, кино

Трудовое воспитание
  1. Трудовой десант по благоустройству территории школы
  2. Участие в школьных и районных олимпиадах (3-4кл.)
  3. Праздник «Спасибо, Азбука, тебе!» (1кл.)
Воспитание ЗОЖ
  1. Всемирный день здоровья
  2. Тематические классные часы:

1 кл.- 4кл.  – Основные правила безопасного поведения на водоеме

  1. День защиты детей (игра-практикум)
  2. Экскурсия в пожарную часть
Экологическое воспитание
  1. КТД «День Земли»
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Пернатые друзья

2 кл. – День птиц

3 кл. – Угроза исчезновения животных. Создание Красной книги

4 кл. – Путешествие по родным местам

Эстетическое воспитание КТД  Широкая Масленица
Диагностика
  1. Методика изучения удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью (по А. Андрееву)
  2. Социометрия (изучение межличностных отношений)
Месяц Май
Направления Работа с учащимися Работа с родителями Работа с педагогами
Гражданское воспитание
  1. Митинг, посвященный 9 Мая
  2. Конкурсы рисунков: «Война глазами детей»
  3. Тематические классные часы:

1 кл. – «Знамя Победы»

2 кл. – «Никто не забыт, ничто не забыто

3 кл. – «Детство, опаленное войной»

4 кл. – «Мы помним о Вас»

  1. Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения
  2. Поощрение родителей за хорошее воспитание детей и активную помощь школе
  3. Участие родителей в организации досуга детей
  4. Анкетирование

 

 

 

  1. Анализ работы в классе, отчеты
  2. Помощь в организации летнего отдыха
  3. Статистический анализ итоговой успеваемости
  4. Оформление классных журналов, личных дел учащихся, подготовка похвальных грамот и благодарственных писем учащимся и родителям по итогам года
  5. Участие в районных конкурсах и акциях
  6. Индивидуальные консультации для родителей
  7. Подготовка классных часов, КТД
Нравственное воспитание Тематические классные часы:

1кл. – Дружим с добрыми словами

2 кл. – Общее и особенное для мальчиков и девочек

3 кл. – Секретные советы девочкам и мальчикам

4 кл. – Что такое любовь и счастье?

Трудовое воспитание
  1. Трудовой десант по благоустройству территории школы
  2. Тематические классные часы:

1кл. – Цена ломтика

2 кл. – В гостях у минуток

3 кл. – Пожарным можешь ты не быть

4 кл. – Осторожно — электричество

Воспитание ЗОЖ Тематические классные часы:

1кл.— Осторожно: светофор!

2 кл. – Этого делать нельзя (правила поведения на улицах и дорогах)

3 кл. – Правила дорожного поведения (опасные «зоны» на улице)

4 кл. — Правила на всю жизнь (причины дорожно-транспортного травматизма)

Экологическое воспитание Акция «Комнатные растения»
Эстетическое воспитание
  1. Линейка «Последний звонок»
  2. Праздник «До свидания, четвертый класс!»
Диагностика
  1. Диагностика уровня воспитанности учащихся
  2. Анкета «Летний отдых»

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.